На оперативном совещании губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков заявил, что белгородцы всё чаще прибегают к хитростям, чтобы якобы незаконно получить компенсации от государства за потерянное имущество. Понять, много ли случаев обмана среди всех историй с выплатами, из комментария чиновника было невозможно.
Гладков заявил, что жители региона объединяются в специальные группы и специально подставляют своё имущество под удар ВСУ, чтобы получить компенсации за ущерб.
Мнение главного редактора
... — У меня ощущение, что рядом со мною и к нам [в редакцию] обращаются какие-то другие белгородцы — ни разу не попадались те, которые сами пытались нахимичить и обмануть — скорее [обращались], те, которые никак не могут дождаться выплат или помощи, и такие ситуации знаю. Но я не понимаю, почему нужно говорить об одном нехорошем человеке из условно 100, когда из этой сотни человек десять вообще бьются и не могут добиться положенного по разным причинам, но в публичное поле раз за разом без конкретики Вячеслав Владимирович выводит неназываемых плохишей, — такое мнение главный редактор «Фонаря» Андрей Маслов опубликовал в своём телеграм-канале.
Позже на нашу просьбу предоставить конкретные примеры обмана государства пресс-служба правительства привела несколько историй, когда белгородцы списывали на последствия обстрелов более ранние повреждения машин или увеличивали объём повреждений в надежде получить больше денег.
Таких случаев обмана, учитывая общее количество пострадавших при обстрелах и пострадавшего имущества, в правительстве привели совсем немного. Так что если их количество и стало больше, как сообщил губернатор на оперативном совещании, нельзя сказать, что многие белгородцы идут на обман: по приведённым примерам можно было сделать предположение, что таких историй не более одной на сотню.
Губернатор мнение высказал. А что полиция?
Редакция «Фонаря» выяснила в полиции, сколько уголовных дел возбудили по факту мошенничества с компенсациями и выплатами из-за обстрелов ВСУ и сколько было отказных материалов по подобным ситуациям. Заметим сразу, что про количество дел, которые дошли до судов, в полиции отвечать не стали, потому что, похоже, ни по одному делу ещё не вынесли обвинительного заключения.
С 2022 года в Белгородской области возбудили четыре уголовных дела по статье 159.2 Уголовного Кодекса («Мошенничество при получении выплат») из-за выплат людям в связи с обстрелами. Сейчас полиция расследует эти дела. Добавим, что самое серьёзное наказание, которое грозит людям за это — арест на срок до четырёх месяцев.
После проверок полицейские вынесли шесть постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел по фактам возможного мошенничества с выплатами за утрату имущества. Что касается совершения преступлений в составе групп, о существовании которых заявил губернатор, то подобных уголовных дел не возбуждалось вовсе.
Какие случаи обмана приводили чиновники?
Напомним, что в администрации области рассказали о самых разных случаях, когда люди хотели нажиться за счёт государства. В качестве одного из примеров привели случай с местной жительницей, у которой была Mazda 6. Машина три раза попадала под обстрелы, а женщина пыталась включить в повреждения третьего раза повреждения, которые остались с первого, хотя ранее за них ей уже выплачивали компенсации.
— Сам слышал разговоры родственников: наш населённый пункт обстреливается, давайте машину из гаража выкатим, может, обстреляют — хотя бы деньги получим. Машина-то старая, никуда ни деть, ни продать. По домовым обходам у меня просьба — требовать убирать личный транспорт в гаражи, — заявил на оперативном совещании Гладков, при этом он не стал уточнять, где и при каких обстоятельствах слышал подобные разговоры и сообщал ли о возможных преступных умыслах белгородцев в полицию, чтобы не допустить совершения противоправных действий.
Рассказывал губернатор и о проверках прокуратуры, из-за которых задерживали выдачу нового жилья после утраты предыдущего из-за обстрелов ВСУ.
— Летние кухни без фундаментов, фактические летние туалеты, беседки стали в документах жилыми помещениями. Мы документацию отдали в правоохранительные органы, проводятся проверки. Помещение менее 20-29 квадратных метров, точно не скажу, не может являться жилым согласно действующему законодательству, — отмечал Гладков.